ПОСТЕРНАК А.В. Служение диаконисс в Византии и проекты его восстановления на Предсоборном присутствии в России 1906 г
- Подробности
- Просмотров: 480
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.6.26
Андрей Владимирович Постернак
Кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического факультета,
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
ул. Иловайская, 9, стр. 2, 109651 г. Москва, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-1310-3503
Аннотация. Институт диаконисс в Византии сложился к эпохе Халкидонского собора 451 года. Идея институализированного женского служения возродилась в новых условиях в России XIX – начала XX в. в связи с необходимостью церковных реформ. Сравнительный анализ древнего чина диаконисс и проекта его восстановления в России позволяет выделить характеристики служения и статуса диаконисс, зависевшие от конкретных условий жизни Церкви. Диакониссы в Византии были церковнослужительницами: епископ посвящал вдов или дев через рукоположение в возрасте от 40 до 60 лет. Диакониссы хранили целомудрие, обладали имущественными правами, прикреплялись к приходским храмам, помогали священникам при крещении женщин, подчинялись клирикам-мужчинам. К XII в. женский чин в Византии перестал существовать, однако почетное звание диаконисс могли носить руководительницы женских монастырей. В Русской Церкви диаконисс никогда не было, но в XIX – начале XX в. обсуждались проекты возрождения этого женского служения, которое активно развивалось в западной протестантской традиции. На Предсоборном присутствии 1906 г. был подготовлен проект церковных реформ, были составлены правила для православных диаконисс, которые могли избираться из активных прихожанок, не монахинь. Предполагалось, что служительницы будут следить за порядком в храме, помогать священнику на приходе, в том числе при крещении и катехизации женщин, помощи больным и нуждающимся – в так называемой «внутренней миссии». Однако данный проект так и не будет реализован. Исчезнувший в Византии чин диаконисс и попытка его восстановления в России показывают, что устойчивая институализация женского служения произошла лишь в определенный период существования Церкви, имевшей в этом потребность.
Ключевые слова: диакониссы, женское служение, Византийское православие, Русская Православная Церковь, Предсоборное присутствие 1906 г., «внутренняя миссия».
Цитирование. Постернак А. В. Служение диаконисс в Византии и проекты его восстановления на Предсоборном присутствии в России 1906 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2021. – Т. 26, № 6. – С. 352–364. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.6.26.
Произведение «Служение диаконисс в Византии и проекты его восстановления на Предсоборном присутствии в России 1906 г», созданное автором по имени Постернак А.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.