РВАЧЕВА О.В., ЛАБРЮНИ П.Г.Ф. Традиционные и современные формы казачьей культуры в конце XX – начале XXI века. Возрождение, трансформация и культурное конструирование
- Подробности
- Просмотров: 702
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.5.16
Ольга Владимировна Рвачева
Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и политологии,
Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
ул. Гагарина, 8, 400005 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-5039-4744
Аспирант,
Центр изучения России, Кавказа и Центральной Европы, Высшая школа социальных наук (CERCEC – EHESS),
бульвар Распай, 54, 75006 г. Париж, Франция
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-7681-4698
Аннотация. Введение. Статья посвящена изучению формирования культурных элементов в период возрождения казачества в конце XX – начале XXI века. Культурная сфера сообществ постоянно видоизменяется. Культурные практики прошлого, традиции встраиваются в современные социальные условия, новые ценности и ритуалы приобретают характер традиционных. Актуальность темы обусловлена тем, что культура казачества в XX в. подверглась серьезной трансформации, а многие культурные элементы были уничтожены. Передача культурной традиции была прервана. Возрождение казачества в конце XX в. предусматривало возврат к традиционным историческим формам, однако это оказалось сложной задачей изза разрыва трансляции культуры. Формирование культурной системы современного казачества предполагало выборку культурных элементов из прошлых эпох и встраивание их в новые условия, а также создание новых культурных форм, которые отвечали задачам идентификации группы.
Методы и материалы. В историографии преимущественно изучались традиционные формы культуры казачества. Проблемы культурного конструирования раскрывались эпизодически. В статье применяется историко-хронологический и историко-генетический методы, а также концепция социокультурного конструирования.
Анализ. В период казачьего возрождения резко усилился интерес его участников к традиционным формам культуры. Попытки встроить их в современные условия приводили к изменению культурных форм, они теряли аутентичность, превращались во вторичные формы культуры, изменялись культурные характеристики современного казачества. Одновременно «изобретались» новые культурные традиции и нормы. Их назначение состояло в том, чтобы укрепить идентификацию казаков, продемонстрировать присутствие их в социальной жизни страны. Особенность приспособления традиций и исторических элементов социокультурной системы казачества заключалась в том, что они брались из разных эпох, представляли собой произвольное сочетание культурных образцов. Традиции в процессе возрождения играли важную роль, так как они выполняли функцию культурных идентификационных маркеров для сообщества. В связи с этим даже новым практикам стремились придать характер традиций.
Результаты. Таким образом, в конце XX – начале XXI в. возрождение культуры казачества по сути означало ее конструирование. В этом процессе выделяются несколько тенденций, развивавшихся параллельно и способствовавших созданию новой культурной среды.
Ключевые слова: казачество, возрождение, культура, праздники, ритуалы, традиции, трансформация, конструирование.
Цитирование. Рвачева О. В., Лабрюни П. Г. Ф. Традиционные и современные формы казачьей культуры в конце XX – начале XXI века. Возрождение, трансформация и культурное конструирование // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2020. – Т. 25, № 5. – С. 197–212. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.5.16.
Произведение «Традиционные и современные формы казачьей культуры в конце XX – начале XXI века. Возрождение, трансформация и культурное конструирование», созданное автором по имени Рвачева О.В., Лабрюни П.Г.Ф., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.