РОМАНЬКО О.В., ПРОСОЛОВА Е.В. Память о предательстве: образ коллаборациониста в послевоенном советском кинематографе

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2023.1.22

Олег Валентинович Романько

Доктор исторических наук, профессор,

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

просп. Академика Вернадского, 20, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0001-9898-8560

Екатерина Викторовна Просолова

Аспирант кафедры истории России,

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

просп. Академика Вернадского, 20, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0003-3937-3851


Аннотация. Введение. Проявления коллаборационизма советских граждан в период Великой Отечественной войны достаточно хорошо изучены, однако проблематика восприятия коллаборационистов в послевоенное время нуждается в дополнительном освещении. Особо интересным представляется отражение данной темы в художественном кинематографе, который являлся одним из важнейших средств пропаганды.

Методы и материалы. Основой исследования стал системный подход. Были применены историко-генетический и историко-сравнительный методы, кроме того, для выявления в фильмах характерных персонажей, образов, идей использовался контент-анализ. Исследование было проведено на базе опубликованных материалов, а также архивных дел, позволяющих сравнить мотивацию коллаборационистов в период Великой Отечественной войны с ее репрезентацией в советском кинематографе.

Анализ. Изучение эволюции освещения Великой Отечественной войны и связанных с ней событий в кинематографе позволило выявить основные жанровые и стилистические приемы, использующиеся для демонстрации места и роли коллаборационистов. Через анализ мотивации коллаборационистов на основе протоколов их допросов и следственных дел, а также рассмотрение их поведения в художественных фильмах были определены функции указанной темы в советском пропагандистском дискурсе.

Результаты. Изучение методов и форм демонстрации коллаборационизма показало, что эта проблема находила свое отражение в советском кинематографе на протяжении всего послевоенного периода. Сотрудничество с немцами при этом объяснялось несколькими причинами: националистическими мотивами, ненавистью к советской власти, трусостью или желанием спасти собственную жизнь и патологическими проявлениями вплоть до душевных болезней.

Вклад авторов. О.В. Романько была предложена концепция статьи, осуществлялось руководство исследованием, изучены источники и историография проблемы, а также отредактирован окончательный текст работы. Е.В. Просолова провела аналитическую работу по обзору источников, систематизации и классификации образа коллаборациониста в советском кинематографе, оформила текст статьи.

Ключевые слова: коллаборационизм, Великая Отечественная война, советский кинематограф, художественные фильмы, образ предателя.

Цитирование. Романько О. В., Просолова Е. В. Память о предательстве: образ коллаборациониста в послевоенном советском кинематографе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2023. – Т. 28, № 1. – С. 240–249. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2023.1.22.

Лицензия Creative Commons

Произведение «Память о предательстве: образ коллаборациониста в послевоенном советском кинематографе», созданное автором по имени Романько О.В., Просолова Е.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (5_Romanko, Prosolova.pdf) 5_Romanko, Prosolova.pdf
URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/3057
191 Скачивания