МОГАРИЧЕВ Ю.М., ЕРГИНА А.С. Храм «Трех всадников» (Эски-Кермен, Юго-Западный Крым): проблемы хронологии и интерпретации росписей
- Подробности
- Просмотров: 308
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2022.6.3
Юрий Миронович Могаричев
Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,
Институт археологии Крыма РАН,
просп. Академика Вернадского, 2, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация;
Заведующий кафедрой социального и гуманитарного образования,
Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования,
ул. Ленина, 15, 295051 г. Симферополь, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-6057-2316
Заведующая отделом аспирантуры, преподаватель кафедры живописи,
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица,
пер. Соляной, 13, 191028 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-7988-0415
Аннотация. Введение. Церковь «Трех всадников» находится на юго-восточном склоне городища Эски-Кермен (Юго-Западный Крым). Свое название она получила от фрески, на которой изображены трое святых, сидящие на конях.
Методы. В историографии конца XVIII – начала XX в. памятник упоминается редко. Сейчас дискуссии вокруг храма «Трех всадников» ведутся по двум направлениям: 1) была ли «церковь с фресковой росписью» здесь первоначальной, созданной в XIII в., или ей предшествовало более раннее (раннесредневековое) пещерное культовое сооружение; 2) на росписи показан только св. Георгий, представленный в трех сюжетах, св. Дмитрий, Федор и Георгий, или образы святых дополнены изображениями неких местных исторических персонажей.
Анализ. Еще Н.И. Репников обосновал хронологическое тождество фресковой росписи и храма. Что касается разного качества обработки стен в «фресковой части» и остальном пространстве, то это результат подготовки скальной основы под нанесение штукатурки и последующих изображений. Этот вывод подтверждает и надпись под изображениями святых. Все варианты ее перевода соотносят воедино вырубку помещения и роспись. Таким образом, фресковая роспись в храме «Трех всадников» появилась в один хронологический период с созданием церковного помещения, вероятно, во второй половине XIII века. Что касается интерпретации изображений на фреске, то их анализ показывает, что перед нами три святых воина: Дмитрий, Феодор (Стратилат или Тирон) и Георгий. Их совместные изображения, в отличие от «тройственного св. Георгия», известны и на других памятниках Крыма.
Результаты. Все попытки «найти» в мартирии «Трех всадников» «ранний храм» не обоснованы. Церковь была вырублена и расписана во второй половине XIII века. На росписи изображены св. Дмитрий Солунский, Федор (Стратилат или Тирон) и Георгий Победоносец.
Вклад авторов. Ю.М. Могаричевым подготовлены разделы об историографии и особенностях рассматриваемого памятника. А.С. Ергиной исследовались искусствоведческие аспекты.
Ключевые слова: Византия, Крым, Эски-Кермен, пещерные церкви, фрески, храм «Трех всадников».
Цитирование. Могаричев Ю. М., Ергина А. С. Храм «Трех всадников» (Эски-Кермен, Юго-Западный Крым): проблемы хронологии и интерпретации росписей // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2022. – Т. 27, № 6. – С. 30–45. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2022.6.3.
Произведение «Храм «Трех всадников» (Эски-Кермен, Юго-Западный Крым): проблемы хронологии и интерпретации росписей», созданное автором по имени Могаричев Ю.М., Ергина А.С., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.