КАРЧАГИН Е.В., ТОКАРЕВА С.Б., ЯВОРСКИЙ Д.Р. Понятия справедливости и благочестия в византийской политико-философской мысли IV века

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.6.18

Евгений Владимирович Карчагин

Доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и психологии,

Волгоградский государственный технический университет,

ул. Академическая, 1, 400074 г. Волгоград, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0001-7398-9292

Светлана Борисовна Токарева

Доктор философских наук, заведующая кафедрой философии,

Волгоградский государственный университет,

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0003-4274-6444

Дмитрий Ромуальдович Яворский

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии,

Волгоградский государственный университет,

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0003-0465-0361


Аннотация. Введение. Статья посвящена анализу смысловых трансформаций понятия справедливости в ранневизантийской мысли. Цель исследования – проверка гипотезы, объясняющей семантические сдвиги в значении понятия справедливости в философской и теологической литературе политическими процессами и событиями.

Методы. В рамках анализа политико-философских и политико-богословских текстов IV в. («Слово царю Константину по случаю тридцатилетия его царствования» Евсевия, епископа Кесарийского; «Похвальная речь Констанцию» и «О деяниях самодержца и о царстве» императора Юлиана Отступника; «О царстве» Синезия Киренского) использовался методологический инструментарий истории понятий.

Анализ. В ходе анализа была выявлена коллизия понятий «справедливость» и «благочестие». Обнаружено, что в анализируемых текстах нарушается свойственное античной политико-философской традиции соотношение этих понятий, при котором благочестие рассматривается как форма проявления справедливости. В текстах Евсевия Кесарийского благочестие предстает как особенная добродетель, не связанная со справедливостью. При этом частотность употребления понятия «благочестие» в значении добродетели правителя значительно превосходит частотность употребления понятия «справедливость» в значении политической добродетели. В трудах императора Юстиниана дискурсивный статус «справедливости» восстанавливается. Однако в политической философии Синезия Киренского закрепляется соотношение понятий справедливости и благочестия, прописанное Евсевием Кесарийским.

Результаты. Выявленные семантические сдвиги в значении понятия справедливости объясняются, с одной стороны, влиянием религиозного дискурса на политический, вполне оправданным в трудах богословов, с другой – кризисом полисных и республиканских политических технологий и дискурсов в ситуации усложнения управленческих задач, стоявших перед римскими императорами IV столетия, что впоследствии привело к формированию специфического византийского «таксиса» – социокультурного порядка. В связи с этим тексты императора Юлиана можно рассматривать как неудачную попытку реставрации прежнего дискурса, попытку вернуть справедливости главенствующее место среди добродетелей правителя. О неудачности этой попытки свидетельствуют тексты Синезия Киренского. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в корпусе философско-богословских текстов генерируется новый христианско-имперский политический дискурс, в котором понятию справедливости отведено сравнительно скромное место.

Вклад авторов. Е.В. Карчагин разработал концепцию статьи, осуществил ее общую научную редакцию, проанализировал трактат «О царстве» Синезия Киренского и соотношение добродетелей справедливости и благочестия применительно к византийским императорам V–VII вв. С.Б. Токарева проанализировала формирование древнегреческой интеллектуальной традиции осмысления справедливости и тексты императора Юлиана («Отступника»). Д.Р. Яворский проанализировал эллинистический период осмысления справедливости и тексты Евсевия, епископа Кесарийского.

Ключевые слова: справедливость, благочестие, история понятий, Византийская империя, византийский император, Евсевий Кесарийский, Юлиан Отступник, Синезий Киренский.

Цитирование. Карчагин Е. В., Токарева С. Б., Яворский Д. Р. Понятия справедливости и благочестия в византийской политико-философской мысли IV века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2021. – Т. 26, № 6. – С. 224–235. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.6.18.

Лицензия Creative Commons

Произведение «Понятия справедливости и благочестия в византийской политико-философской мысли IV века», созданное автором по имени Карчагин Е.В., Токарева С.Б., Яворский Д.Р., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (1_Karchagin_etc.pdf) 1_Karchagin_etc.pdf
URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/2706
234 Скачивания