ЗОЛОТОВСКИЙ В.А. Цифровая музеефикация как перспективный механизм сохранения и презентации (репрезентации) историко-культурного наследия: к постановке вопроса
- Подробности
- Просмотров: 649
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.5.21
Владимир Алексеевич Золотовский
Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой сервиса и туризма,
Волгоградский государственный университет,
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-4259-8851
Аннотация. Введение. В течение XX в. под воздействием глобальных социокультурных, политических и экономических процессов функции и сущность музеев претерпели изменения. Одной из наиболее актуальных функций современных музеев является музеефикация. Цель исследования – раскрыть особенности цифровой музеефикации как перспективного направления и актуальной формы музеефикации материальных и нематериальных объектов, входящих в историко-культурное пространство и социокультурную среду. Степень изученности. Предпринятый анализ научной литературы в области музеефикации позволил сделать вывод о том, что имеется достаточная методологическая и фактологическая база для комплексного исследования сущности музеефикации, а также приоритетных аспектов ее организации и развития. Вместе с тем многие проблемы теории и практики музеефикации, в том числе вопрос сущности цифровой музеефикации, не получили даже проблемного определения.
Анализ. Особое значение в деятельности по спасению, сохранению, а также введению памятников культурного наследия в современную социокультурную среду приобретает музеефикация. Памятник, являющийся гармоничной частью историкокультурного пространства, не требует искусственной консервации среды или ареала памятника. Определено, что для таких объектов музеефикации обоснованно использовать понятие «динамической музеефикации», наиболее адекватной формой которой следует считать цифровую музеефикацию.
Выводы. Цифровая музеефикация представляется нам как деятельность по трансформации памятников культурного наследия в живые объекты, развивающиеся вместе с их историко-культурным пространством и социокультурной средой. Этот вид практики направлен на обеспечение реализации сохранительных и популяризационных задач с максимальной эффективностью, в рамках формируемой в современных условиях системы «умный город». Цифровая музеефикация объективно делает необходимым создание открытых информационных баз для всех заинтересованных лиц, вне зависимости от правового статуса объекта и субъекта музеефикации. Установленная нами связь пространства памятника культурного наследия с каналами формирования исторической памяти места определяет необходимость организации музеефикации в цифровом креативном городском пространстве.
Ключевые слова: музеефикация, популяризация объектов культурного наследия, объекты культурного наследия, историческая память, креативное пространство.
Цитирование. Золотовский В. А. Цифровая музеефикация как перспективный механизм сохранения и презентации (репрезентации) историко-культурного наследия: к постановке вопроса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2021. – Т. 26, № 5. – С. 256–271. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.5.21.
Произведение «Цифровая музеефикация как перспективный механизм сохранения и презентации (репрезентации) историко-культурного наследия: к постановке вопроса», созданное автором по имени Золотовский В.А., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.