ЛОПАТИНА М.Ю. «Сплав» античного наследия и христианского вероучения в поэме Иоанна Газского «Описание картины мира»
- Подробности
- Просмотров: 1571
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.6.17
Марина Юрьевна Лопатина
Аспирант,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
ул. Студенческая, 14, 308007 г. Белгород, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-2317-3273
Аннотация. Введение. Иоанн Газский – единственный известный нам поэт-грамматик, принадлежащий к культурной среде Школы Газы. Его сочинение «Описание картины мира» является уникальным дошедшим до нас поэтическим произведением, которое соответствует античному литературному жанру. Несмотря на окончательную христианизацию Газы в конце IV в., классические элементы не изжили себя. Яркий пример – поэма Иоанна Газского, написанная в жанре экфрасис. Автор рукописи при создании поэмы активно обращался к произведениям античных авторов и в меньшей степени – христианских. Поэтому главная цель нашего исследования состоит в выявлении источников – точных цитат, выражений, которые могут быть идентифицированы в другой работе, – перефразированных или повторяющихся дословно.
Методы. Автор проводит свое исследование на основе историко-сравнительного метода, позволяющего сопоставить сочинение Иоанна Газского с произведениями других авторов. Таким образом, это позволяет выявить источники, используемые в поэме.
Анализ. Автор в своей работе разделяет условно цитируемых авторов на античных и христианских, а также аргументирует тезис, что важное место в качестве источника заимствований занимают произведения первых.
Результаты. На основе проведенного анализа автором были выявлены четыре основные характеристики, которые явно указывают на отголоски культурного наследия античности. Толкование и понимание аллегорических и христианских образов в ранней Византии с помощью Гомера, Нонна Панополитанского, Аристофана, Менандра и других занимало по-прежнему существенное место в жизни газийцев. Цитирование же христианских авторов, в первую очередь Иоанна Златоуста, объясняется историческим временем, связанным с трансформацией религиозного сознания. В целом можно отметить, что стихотворение византийского поэта Иоанна Газского является «сплавом» античного наследия и христианского вероучения.
Ключевые слова: Иоанн Газский, «Описание картины мира», Газа, экфрасис, ранняя Византия, античное наследие.
Цитирование. Лопатина М. Ю. «Сплав» античного наследия и христианского вероучения в поэме Иоанна Газского «Описание картины мира» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2020. – Т. 25, №6. – С. 222–230. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.6.17.
Произведение ««Сплав» античного наследия и христианского вероучения в поэме Иоанна Газского «Описание картины мира»», созданное автором по имени Лопатина М.Ю., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.