СЕНИНА Т.А. (МОНАХИНЯ КАССИЯ). Житие св. Никифора Севазийского как иллюстрация восприятия иконоборческой эпохи византийцами в позднейшее время (с приложением перевода Жития)

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.22

Татьяна Анатольевна Сенина (монахиня Кассия)

Кандидат философских наук, ведущий редактор,

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

ул. Б. Морская, 67, 190000 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация;

Старший научный сотрудник,

Социологический институт РАН – филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН,

ул. 7-я Красноармейская, 25/14, 190005 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

https://orcid.org/0000-0001-8120-3499 


Аннотация. Житие св. Никифора, представляющее собой энкомий, составленный в Х в. монахом Севазийской обители, являет иллюстрацию того, какой виделась иконоборческая эпоха потомкам, уже не заставшим живых свидетелей тех времен. Энкомиаст не знает о своем герое почти ничего конкретного, кроме того, что он был монахом, пострадал за иконы в эпоху второго иконоборчества, а освободившись из ссылки в 821 г., основал монастырь. Иконоборческая ересь ассоциируется для рядовых монахов Х столетия с именами императоров Льва III, Константина V и Льва V, что свидетельствует об успехе распространявшегося иконопочитателями с начала IX в. мифа, будто иконоборческая ересь, в отличие от прочих, родилась не в церковной среде, а в императорском дворце и насаждалась властями, без особой поддержки верующих. Умолчание о последнем императоре-иконоборце Феофиле можно, предположительно, приписать успеху его посмертной реабилитации. Прошлое в Житии окончательно мифологизировано: все епископы, священники и монахи пламенно поддерживают иконопочитание, терпя мучения и лишения; ничего не говорится об отпавших в ересь православных, которых было много и в первый, и во второй периоды иконоборчества. Сам герой Жития являет собой собирательный образ христианского подвижника и исповедника иконопочитания, полностью лишенный индивидуальных черт. В целом содержание Жития показывает, что иконоборческая эпоха к Х в. стала восприниматься верующими – по крайней мере, рядовыми монахами – как время эпических подвигов, характеристики персонажей того времени становятся очень схематичными, а знание исторических событий – фрагментарным и основанным скорее на мифах и легендах, распространявшихся в церковной среде, чем на реальных фактах. К статье прилагается русский перевод Жития св. Никифора Севазийского, снабженный научным комментарием.

Ключевые слова: Византийская агиография, история Византии, иконоборчество, православие, переводы источников.

Цитирование. Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Житие св. Никифора Севазийского как иллюстрация восприятия иконоборческой эпохи византийцами в позднейшее время (с приложением перевода Жития) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2019. – Т. 24, № 6. – С. 284–296. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.22.

Лицензия Creative Commons

Произведение «Житие св. Никифора Севазийского как иллюстрация восприятия иконоборческой эпохи византийцами в позднейшее время (с приложением перевода Жития)», созданное автором по имени Сенина Т.А. (монахиня Кассия), публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (3_Senina.pmd.pdf) 3_Senina.pmd.pdf
URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/2119
443 Скачивания