ВОЙТЕНКО А.А. Приход или святцы? К вопросу о базовых элементах религиозной самоидентификации этноконфессиональных общин Христианского Востока

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.21

Антон Анатольевич Войтенко

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,

Центр египтологических исследований РАН,

просп. Ленинский, 29, стр. 8, 119071 г. Москва, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0002-3895-9909


Аннотация. Введение. В статье анализируется вопрос о базовых элементах сохранения этнорелигиозной идентичности в общинах Христианского Востока, попавших либо в ситуацию меньшинства при доминировании иной религиозной традиции, либо долго существовавших в условиях почти полной внешней изоляции, предполагающей значительную редукцию прежней религиозной традиции и / или исключающей ее реактуализацию. Фактической основой для анализа послужила история Коптской Церкви (от периода поздней Античности / ранней Византии до современного периода), а также история алан / осетин с XIII–XIV по середину XVIII века.

Методы. В качестве основного исследовательского подхода применялся метод системного анализа. Религиозные общины Христианского Востока рассматривались как замкнутые самовоспроизводящиеся системы. Внутри этих систем было необходимо определить их части, составляющие «контент», или «сохраняемый элемент» (который необходимо было сохранять и транслировать для предотвращения ассимиляции с доминирующей религиозной традицией и потери идентичности этих общин), и базовый элемент, который обеспечивает необходимую основу для успешной трансляции «контента».

Анализ и результаты. Исследования особенностей культурного и религиозного подъема коптской общины в период Средневековья и Нового времени показывают, что основой сохранения и трансляции ее идентичности в новых условиях было превращение храмов / приходов и монастырей в коммуникативное пространство и пространство религиозной социализации. Исследование религиозной ситуации алан / осетин в условиях почти полной внешней изоляции и редукции православной традиции к «народному христианству» позволяет считать, что сакральное пространство христианского храма становится (уже на архетипическом уровне) центром складывания синкретического «контента», который обладает определенной устойчивостью и на долгое время определяет культурную и религиозную идентичность осетин.

Ключевые слова: Христианский Восток, этноконфессональная идентичность, история Коптской Церкви, история христианства на Северном Кавказе, история алан.

Цитирование. Войтенко А. А. Приход или святцы? К вопросу о базовых элементах религиозной самоидентификации этноконфессиональных общин Христианского Востока // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2019. – Т. 24, № 6. – С. 272–283. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.21.

Лицензия Creative Commons

Произведение «Приход или святцы? К вопросу о базовых элементах религиозной самоидентификации этноконфессиональных общин Христианского Востока», созданное автором по имени Войтенко А.А., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (2_Vojtenko.pmd.pdf) 2_Vojtenko.pmd.pdf
URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/2118
374 Скачивания