СТЕПАНЕНКО В.П. К иконографии св. воина-всадника в византийской сфрагистике XII–XIII вв. Св. Димитрий Солунский

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.9 

Валерий Павлович Степаненко

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков,

Уральский федеральный университет,

просп. Ленина, 51, 620000 г. Екатеринбург, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

https://orcid.org/0000-0001-8399-5530 


Аннотация. Введение. Образы святых воинов были чрезвычайно популярны в искусстве Византии и стран византийского культурного круга XI–XIV веков. Они известны по многочисленным изображениям в иконописи, монументальной живописи, прикладном искусстве. Частотны они и в сфрагистике. Наиболее редким и позднейшим по времени формирования является образ воина-всадника, известный по памятникампреимущественно с начала XIII века. Цель предлагаемого исследования – введение в научный оборот новых сигиллографических памятников и определение на их основе времени появления данного иконографического типа.

Анализ. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся две печати. На обеих сторонах первой (М-12374) изображен св. Димитрий Солунский как всадник-триумфатор. Слева под плащом расположена надпись ΟΔΗ., которая, по-видимому, может быть раскрыта как  (γιος) Δη(μήτριος). На другой стороне печати – изображение св. Стефана в полный рост с кадилом и пиксидой в руках. На лицевой стороне второй печати (М-3751) также изображен св. Димитрий Солунский с той же надписью. На обратной ее стороне надпись «Защитник, посмотри на меня, своего раба Христофора».

Выводы. Изображения св. Димитрия Солунского на обеих печатях почти тождественны, что подразумевает наличие общего прототипа, вероятнее всего – почитаемой иконы. Можно предположить, что находилась она в Салониках в базилике св. Димитрия. Вероятно, образ всадника является самым поздним по времени вариантом иконографии св. воина и известен по немногочисленным памятникам конца XI – XII века. Как следствие, обе печати могут быть датированы тем же временем.

Ключевые слова: Византия, сфрагистика, иконография, триумф, св. воины, св. Димитрий Солунский.

Цитирование. Степаненко В. П. К иконографии св. воина-всадника в византийской сфрагистике XII– XIII веков. Св. Димитрий Солунский // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2019. – Т. 24, № 6. – С. 111–120. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.9.

Лицензия Creative Commons

Произведение «К иконографии св. воина-всадника в византийской сфрагистике XII–XIII вв. Св. Димитрий Солунский», созданное автором по имени Степаненко В.П., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (3_Stepanenko.pmd.pdf) 3_Stepanenko.pmd.pdf
URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/2093
491 Скачивания