МОГАРИЧЕВ Ю.М., ЕРГИНА А.С. К вопросу о периодизации фресковых росписей пещерной церкви Южного монастыря Мангупа
- Подробности
- Просмотров: 722
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.4
Юрий Миронович Могаричев
Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,
Институт археологии Крыма РАН,
просп. Академика В.И. Вернадского, 2, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация;
Заведующий кафедрой социального и гуманитарного образования,
Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования,
ул. Ленина, 15, 295000 г. Симферополь, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-6057-2316
Аспирант кафедры искусствоведения,
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица,
Соляной пер., 13, 191028 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-7988-0415
Аннотация. Введение. Южный монастырь расположен в южном обрыве плато Мангупа в естественном скальном гроте. В восточной стороне грота находится пещерная зальная церковь, которая была украшена фресковой росписью. Комплекс с точки зрения планировочных решений является цельным. Стенопись церкви сконцентрирована в алтарной части и разделена на композиции апсиды, роспись карниза алтарной арки, изображения святых на сводах церкви. При оформлении интерьера этого храма перед художником стояла задача – учитывая движение глаз зрителей, участвующих в литургических обрядах, скомпоновать изображение внутри архитектурных членений в небольшой по объему пещерной церкви и при этом не разрушить плоскость изображения.
Методы. Авторы рассматривают периодизацию фресковых росписей путем сопоставления иконографии и стилистики изображений.
Анализ. Изображения на апсиде носят плоскостно-графический характер. Карниз алтарной арки подобен иконному ряду. Образы святых на сводах церкви имеют свое оригинальное композиционное решение. Роспись апсиды сформировалась раньше других архитектурных членений интерьера церкви. Принципиально разная организация тектоники изобразительной поверхности карниза алтарной арки и сводов позволяет предположить, что данные изображения выполнены через небольшие промежутки времени разными художниками, предположительно представителями одной школы живописи, возможно итало-греческой.
Результаты. Роспись церкви Южного монастыря Мангупа формировалась, вероятно, в три этапа. Стенопись была исполнена разными художниками, представителями различных восточнохристианских школ сакральной живописи. Несмотря на определенную длительность формирования стенописи церкви Южного монастыря Мангупа, система росписи предстает как нерасторжимое целое ввиду его замкнутой композиционной схемы. В целом росписи церкви Южного монастыря Мангупа датируются в пределах начала – третьей четверти XV века. Вероятно, данный монастырь связан с правящей династией Феодоро. В рамках настоящей работы Ю.М. Могаричев исследовал проблемы архитектурных особенностей церкви южного монастыря, хронологии памятника и исторического контекста его появления и функционирования. А.С. Ергина выполнила формально-стилистический и иконографический анализ сохранившихся фрагментов фресковых росписей.
Ключевые слова: Византия, Крым, Мангуп, Южный монастырь, фрески.
Цитирование. Могаричев Ю. М., Ергина А. С. К вопросу о периодизации фресковых росписей пещерной церкви Южного монастыря Мангупа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2019. – Т. 24, № 6. – С. 47–63. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.4.
Произведение «К вопросу о периодизации фресковых росписей пещерной церкви Южного монастыря Мангупа», созданное автором по имени Могаричев Ю.М., Ергина А.С.., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.