СЕНИНА Т.А. (МОНАХИНЯ КАССИЯ). Византийская гимнография как источник учения о божественной энергии в богословии Иеросхимонаха Антония (Булатовича)
- Подробности
- Просмотров: 1163
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.5
Татьяна Анатольевна Сенина (монахиня Кассия)
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник,
Социологический институт РАН – филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН,
ул. 7-я Красноармейская, 25/14, г. Санкт-Петербург, 190005, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-8120-3499
Аннотация. В споре о почитании имени Божия лидер афонских имяславцев иеросхимонах Антоний (Булатович) уделил много внимания теме божественных энергий. Учение об энергии Божией, разработанное отцами Православной Церкви и более всего св. Григорием Паламой, было важно для Булатовича, поскольку он подчеркивал, что божественное Откровение является божественной энергией, а имя Божие есть частный случай этого Откровения. Таким образом, если энергия Божия есть сам Бог, то можно называть Богом и Его богооткровенные имена. Противники имяславия утверждали, в противоположность св. Григорию, что энергию Божию нельзя называть Богом и что имяславцы неправильно понимают церковное учение об энергии Божией. Булатович стремился доказать обратное и, поскольку в его распоряжении не было ни сочинений самого Паламы, ни значительной части тех святоотеческих сочинений, которыми пользовался св. Григорий, о. Антоний искал подтверждение паламитскому учению об энергии Божией в библейских и гимнографических текстах. Анализ гимнографических цитат, использованных о. Антонием в полемике, показывает, что он верно понял их богословский смысл и почерпнул из церковного богослужения идеи, разработанные в византийской патристической традиции и выраженные у таких отцов Церкви, как Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, Дионисий Ареопагит и Григорий Палама: учение о различии сущности и энергии в Боге, о нетварности божественных энергий, о единстве воли и действия Лиц Св. Троицы, о действии Бога на тварь через энергии, о возможности для человека причаститься божественному свету-энергии. Таким образом, византийская гимнография послужила для Булатовича источником догматического учения Православной Церкви.
Ключевые слова: религиозная философия, русское богословие, византийское богословие, православие, гимнография, имяславие, паламизм.
Цитирование. Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Византийская гимнография как источник учения о божественной энергии в богословии иеросхимонаха Антония (Булатовича) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2018. – Т. 23, № 5. – С. 60–70. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.5.
Произведение «Византийская гимнография как источник учения о божественной энергии в богословии Иеросхимонаха Антония (Булатовича)», созданное автором по имени Сенина Т.А. (монахиня Кассия), публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.