ЗАГОРУЛЬКО М.М., ПЕТРОВА И.А., ЧЕРЕМУШНИКОВА И.К. Революция в культурном измерении: новые образы человека
- Подробности
- Просмотров: 936
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.6.2
Максим Матвеевич Загорулько
Доктор экономических наук, профессор, научный руководитель,
Центр по изучению Сталинградской битвы,
ул. им. Маршала Чуйкова, 45, 400005 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-4701-9908
Ирина Александровна Петрова
Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и культурологии,
Волгоградский государственный медицинский университет,
площадь Павших Борцов, 1, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-6524-6939
Ирина Кабдрахимовна Черемушникова
Доктор философских наук, профессор кафедры истории и культурологии,
Волгоградский государственный медицинский университет,
площадь Павших Борцов, 1, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-7211-0503
Аннотация. В переломные моменты истории люди активно включаются в одну из самых естественных для человека социальных практик – создание новых образов самого себя, встраиваясь в которые, они способны ощутить свою сопричастность происходящему. Идеи-смыслы обретают свою «телесность» в новых образах человека, аккумулируются в них, становятся данностью, доступной для большинства. Проявляя себя в обликах людей, новые идеи наполняются телесностью, проникают в живую ткань культуры, превращаются в реальность, доступную для чувственного восприятия. Человек использует свое тело как инструмент для кодировки значимых смыслов. Правила общения, манеры, элементы внешности и одежды становятся материальными выразителями нематериальных идей. Они превращаются в сложную опознавательную систему, позволяющую консолидироваться людям похожих взглядов. Параллельно с созданием новых визуальных образов идут эксперименты в области создания нового языка.
Авторы приводят примеры возникновения и создания таких образов на примере Великой французской революции, революционных преобразований пореформенной России, Великой российской революции, культурной революции Китайской Народной Республике.
М.М. Загорулько и И.А. Петрова сформулировали общие теоретические подходы к анализу культурных революций Нового и Новейшего времени, к пониманию принципов взаимодействия «старого» и «нового» в культуре. И.А. Петрова проанализировала теоретические споры А.В. Луначарского и А.А. Богданова о возможности создания «чистой пролетарской культуры».
И.К. Черемушникова обосновала значение символического образа в культуре, показала связь телесного образа с привилегированными смыслами, которые санкционирует революция, привела многочисленные примеры того, как через «образы самого себя» присваивает новые культурные смыслы и становится их носителем.
Ключевые слова: культурная революция, культурные практики, образ, культурно-исторический инвариант имиджа, традиционная культура, массовое сознание, коллективные ментальные представления.
Цитирование. Загорулько М. М., Петрова И. А., Черемушникова И. К. Революция в культурном измерении: новые образы человека // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2017. – Т. 22, № 6. – С. 22–29. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.6.2.
Произведение «Революция в культурном измерении: новые образы человека», созданное автором по имени Загорулько М.М., Петрова И.А., Черемушникова И.К., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.