СЕНИНА Т.А. (монахиня Кассия). Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.18

Татьяна Анатольевна Сенина (монахиня Кассия)

Кандидат философских наук,

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

ул. Б. Морская, 67, 190000 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация;

Социологический институт РАН,

ул. 7-я Красноармейская, 25/14, 190005 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

http://orcid.org/0000-0001-8120-3499 


Аннотация. Отношение к светской, «эллинской» учености в Византии менялось со временем. Византийцы отказались от неприятия первыми христианами любой «языческой» мудрости, допустив ее изучение для общего образования, а также в качестве инструмента в спорах с еретиками. К IX в. христиане перестали опасаться конкуренции с религией язычников, и интерес к эллинской культуре стал быстро повышаться. В XI в. интеллектуалы не только изучали античных авторов, но порой пытались с опорой на их взгляды дать окружающей действительности объяснения, альтернативные православным. К XIV в. византийские ученые продвинулись по этому пути еще дальше, вместо мистического созерцания Бога прославляя «созерцание сущих», научно теоретическое познание действительности как жизненный идеал образованного человека – установка, плодотворная для дальнейшего развития наук. Мировоззрение византийских гуманистов основывалось не только на любви к античной культуре, но противостояло церковному истеблишменту, выходя из жестких рамок православия на поле экспериментов с языческой философией, к философскому, а в перспективе и к научному поиску. Но вскоре в Византии возник спор об исихазме, и победа паламитов вызвала рост иных настроений: Григорий Палама в пылу полемики утверждал, что светские науки не нужны и даже вредны для благочестия. Ответ на такой консерватизм дал в XV в. последний философ Византии – Георгий Гемист Плифон, чьи взгляды, несмотря на радикальность, философски были развитием предыдущих тенденций византийской мысли. Высшая добродетель для Плифона состояла не в отречении от всего вещественного ради созерцания Бога, а в научном и философском осмыслении действительности: человек это «зритель на празднике» жизни, призванный наблюдать за сущими и исследовать их. В целом жизненная философия Плифона, свободная от рамок христианской парадигмы, является настоящим гимном разуму и науке.

Ключевые слова: история Византии, история науки, христианство, секуляризм, гуманизм.

Цитирование. Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2017. – Т. 22, № 5. – С. 192–204. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.18.

Лицензия Creative Commons

Произведение «Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии», созданное автором по имени Сенина Т.А. (монахиня Кассия), публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (7_Senina.pdf) 7_Senina.pdf
URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1536
807 Скачивания