БАРАБАНОВ Н.Д. Византийская народная антропология. Сила стопы и ее отражение в Житии св. Феодора Сикеота
- Подробности
- Просмотров: 1383
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2015.3.9
Николай Дмитриевич Барабанов
Кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, зарубежной истории и туризма,
Волгоградский государственный университет
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов византийской народной антропологии в ее религиозном воплощении. Речь в данном случае идет о нижних конечностях человека, о ногах святого, который с их помощью проявил специфическую способность чудотворения. Среди многочисленных чудес, совершенных святым Феодором Сикеотом, игуменом Сикеонского монастыря и бывшим епископом Анастасиопольским (ум. 22 апреля 613 г.), три заслуживают особого внимания. В житии святого речь идет об исцелении больных, страдавших от паралича конечностей и, соответственно, лишенных возможности двигаться. Св. Феодор избавил их от недуга не только силой молитвы. Во всех случаях он ставил свою ногу на тело больного, в частности, на грудь и колени. Такого рода прикосновение заставляет думать о смысле совершаемого ритуала и том комплексе представлений, который был с ним связан. Надо полагать, описанное действо отражало не только индивидуальные воззрения агиографа, но и представления той аудитории, которой было адресовано житие. По этой причине данное явление следует рассмотреть не как агиографический топос, а как элемент мифо-ритуального континуума, который связан с религиозным осмыслением специфики различных частей тела человека, в частности, нижних конечностей. Традиции почитания ног и их отпечатков хорошо известны и уходят корнями в «глубокую древность». В дохристианском мире греко-римского времени существовал культ ноги, изображения которой рассматривали как амулет, обладающий апотропеической силой. Стопы могли ассоциироваться с разными божествами, однако более всего данный культ был связан с Сераписом, богом плодородия, подземного мира и исцеления. Верили, что правая стопа Сераписа имела исцелительную силу. Однако процесс переноса свойств стопы Сераписа на ногу христианского святого вызывает вопросы. Прежде всего, о наполнении данного феномена христианским смыслом, который должен был исключить языческие коннотации явления и который отражал эрудицию и понятийный инструментарий автора жития и его современников. Поиск ответа на вопрос ведет, прежде всего, к текстам, сюжетам и персонажам Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.
Ключевые слова: антропология, культ святых, народные верования в Византии, агиография, античные традиции, феномен чудес.
Произведение «Византийская народная антропология. Сила стопы и ее отражение в Житии св. Феодора Сикеота», созданное автором по имени Барабанов Н.Д., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.