ЛЮБЕЗНИКОВ О.А. М.Н. Муравьев и виленские иконы Исаакиевского собора: имперский трансфер сакральных образов?

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.5.11

Олег Анатольевич Любезников,

кандидат исторических наук, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербургский государственный университет, Менделеевская линия, 5, 199034 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,

https://orcid.org/0000-0003-3086-0696


Аннотация. Введение. Согласно путеводителям по Вильне начала XX в. в православном Николаевском храме с 1860-х гг. находились иконы, привезенные из петербургского Исаакиевского собора. Причины, механизмы и социально-политический контекст перевозки находившихся в столице Российской империи образов святых, соименных членам династии Романовых, в Северо-Западный край после восстания 1863 г. остаются малоизученными. Цель настоящей статьи – проанализировав комплекс архивных и опубликованных источников, реконструировать историю отправки икон Исаакиевского собора в Вильну, выявить сопутствовавшие этому процессу факторы и определить круг его участников. Методы и материалы. Источниковой базой работы стали документы из фондов Российского государственного исторического архива (Ф. 472 «Канцелярия Министерства императорского двора»; Ф. 502 «Кабинет архитектора Монферрана»; Ф. 789 «Императорская Академия художеств»; Ф. 1311 «Комиссия о построении Исаакиевского собора»). Исследование архивных источников, анализ синхронных источников личного происхождения (записки М.Н. Муравьева, дневник П.А. Валуева) и историографии позволили восстановить мотивы, ход и этапы перевозки икон из петербургского собора в несколько виленских храмов. Анализ. Последовавшее в 1864 г. ходатайство виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьева о пересылке замененных мозаикой в Исаакиевском соборе живописных икон было вызвано как его стремлением к экономии и скорейшему наполнению преобразуемых в православные виленских храмов образами, так, по-видимому, и самим соответствием икон, изображавших святых, с именами которых совпадали имена членов династии Романовых, осуществлявшемуся им политическому курсу, направленному на имперскую интеграцию и символическое освоение пространства Северо-Западного края. Результаты. Символическая спаянность православия и монархии, отразившаяся в иконах Исаакиевского собора, побудила преемника М.Н. Муравьева генерал-губернатора К.П. Кауфмана к аналогичному обращению. Однако Александр II, выступая за более мягкий курс в отношении Северо-Западного края, не рассматривал иконы Исаакиевского собора как инструмент символической и конфессиональной политики, и возникшая практика прекратилась. Финансирование. Статья написана при финансовой поддержке РНФ, соглашение № 21-48-04402 от 17.11.2020 «Святые и герои: От христианизации к национализму: Символ, Образ, Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)».

Ключевые слова: Исаакиевский собор, М.Н. Муравьев, К.П. Кауфман, Российская империя, СевероЗападный край, Вильна, иконы, мозаики.

Цитирование. Любезников О. А. М.Н. Муравьев и виленские иконы Исаакиевского собора: имперский трансфер сакральных образов? // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2024. – Т. 29, № 5. – С. 124–136. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.5.11.

Лицензия Creative Commons

Произведение «М.Н. Муравьев и виленские иконы Исаакиевского собора: имперский трансфер сакральных образов?», созданное автором по имени Любезников О. А., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. 

Вложения:
Скачать этот файл (6_Lyubeznikov.pdf) 6_Lyubeznikov.pdf
URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/3525
29 Скачивания