БАШНИН Н.В. Старец Капитон и основанные им обители
- Подробности
- Просмотров: 37
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.5.9
Никита Викторович Башнин,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,Санкт-Петербургский институт истории РАН, ул. Петрозаводская, 7, 197110 г. Санкт-Петербург,Российская Федерация;
доцент, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина,Университетская наб., 17, 199034 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,
https://orcid.org/0000-0003-2209-8750
Аннотация. Введение. В научной литературе уделено значительное внимание староверам и религиозным движениям в XVII веке. Считается, что одним из лидеров массового крестьянского движения староверов был проповедник старец Капитон. Согласно подсчетам историков, с 1666 по 1897 г. в России сгорело около 20 тыс. человек. Эти цифры, а также то, что традиция самосожжения просуществовала несколько столетий, указывают на актуальность освещения биографии одного из основателей радикального направления в старообрядчестве XVII в. – старца Капитона. Методы и материалы. Метод архивной эвристики позволил выявить в фонде 1260 в ГАВО, коллекции 117 в Архиве СПбИИ РАН и фонде 281 в РГАДА царские и архиерейские грамоты, а также делопроизводственные документы. Для анализа этих источников были использованы сравнительный и ретроспективный методы. Анализ. Старец Капитон пришел в Вологодскую епархию и в 1630 г. основал Спасскую Княгинину пустынь, после чего в 1634 г. ушел в Костромской уезд, где построил Троицкую Колесникову пустынь. В 1639 г. там произошел конфликт, после чего туда были переселены иноки Преображенского монастыря. В Спасской Княгининой пустыни после ухода Капитона игуменом стал Даниил, но после его смерти иноческая жизнь в 1660–1690-х гг. прервалась. В 1660–1680-х гг. в Вологодской и Белозерской епархии произошли самосожжения «капитонов», но они не были связаны с Капитоновой Спасской Княгининой пустынью. Результаты. В историографии религиозные конфликты в середине XVII в. связывали с духовными исканиями и учением старца Капитона, которое противоречило позиции официальной Церкви. Однако проанализированные факты свидетельствуют о противоречиях из-за земельных и промысловых угодий с крестьянами в Тотемском уезде. В оживленном придорожном селе Даниловском старец Капитон соперничал за духовное влияние и земли в округе этого поселения с братией Преображенского монастыря. Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 20-78-10060-П, https://rscf.ru/project/20-78-10060/.
Ключевые слова: старец Капитон, средневековые монастыри, народные религиозные движения XVII в., Вологодский архиерейский дом, Спасская Княгинина пустынь, делопроизводство, источниковедение.
Цитирование. Башнин Н. В. Старец Капитон и основанные им обители // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2024. – Т. 29, № 5. – С. 97–110. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.5.9.
Произведение «Старец Капитон и основанные им обители», созданное автором по имени Башнин Н.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.