ГОЛЕВА Т.Г. Персонажи преданий Юкся, Пукся, Чадз и Бач в представлениях коми-пермяков

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.5.7

Татьяна Геннадьевна Голева,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,Отдел истории, археологии и этнографии, Институт гуманитарных исследований Уральскогоотделения РАН – филиал Пермского федерального исследовательского центра Уральскогоотделения РАН, ул. Ленина, 13А, 614990 г. Пермь, Российская Федерация,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,

https://orcid.org/0000-0003-4462-0474


Аннотация. Введение. Образы персонажей исторических преданий – это часть народных знаний и представлений о прошлом. В настоящей статье определяются характерные черты героев коми-пермяцких преданий Юкся, Пукся, Чадз и Бач и факторы, которые повлияли на их складывание. Методы и материалы. Исследование строится на методах описания, сравнения и обобщения данных, структурно-семантическом анализе. Источниками служат опубликованные фольклорные тексты и материалы, полученные в ходе полевых изысканий начала XXI века. Анализ. Характеристика героев раскрывается в их собирательных обозначениях (чудь, старый народ, богатыри), описании их деятельности, при объединении в сюжете с другими персонажами. Разные роли персонажей в текстах свидетельствуют о народной фантазии, но одновременно все они соответствуют общим принципам построения образа героя прошлых веков. Дополнительные черты героев раскрываются в народной поминальной традиции. Следами их деятельности считаются не только топонимы, но и рельефные особенности культовых мест, старые деревья. Результаты. Юкся, Пукся, Чадз и Бач представляются первожителями и зачинателями локальной истории. Они ведущие лица прошлого края, обладающие могучей силой, не поддающиеся чужакам и любящие повеселиться. Выделяются своей совместной деятельностью и сплоченностью. Складывание обозначенных черт обусловлено фольклорными закономерностями развития текстов и народными обычаями. Важными условиями в формировании и сохранении образа персонажей имеют географические объекты: населенные пункты, культовые места. Упоминание причин возникновения поминальных обычаев в фольклорных текстах является важным условием передачи народной традиции и указывает на связь героев с культовыми местами. Финансирование. Текст подготовлен в рамках государственной темы «Этнокультурные процессы в центре Евразии: археология и этнография Урала», № 124021500047-2.

Ключевые слова: коми-пермяки, исторические предания, топонимические предания, образ предка, культ предков.

Цитирование. Голева Т. Г. Персонажи преданий Юкся, Пукся, Чадз и Бач в представлениях коми-пермяков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2024. – Т. 29, № 5. – С. 73–84. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.5.7.

Лицензия Creative Commons

Произведение «Персонажи преданий Юкся, Пукся, Чадз и Бач в представлениях коми-пермяков», созданное автором по имени Голева Т. Г., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. 

Вложения:
Скачать этот файл (2_Goleva.pdf) 2_Goleva.pdf
URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/3521
11 Скачивания