КАСПАРОВ А.И. Агиографические источники, связанные с культом святых Медарда и Гильдарда
- Подробности
- Просмотров: 92
- echo 'ID: '.$this->item->id; ?>
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.2.10
Антон Игоревич Каспаров,
преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин,
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет,
ул. Профессора Попова, 14А, 197022 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; соискатель кафедры истории и международных отношений,
Волгоградский государственный университет,
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ,
https://orcid.org/0009-0009-7567-7626
Аннотация. Введение. До нашего времени дошло четыре агиографических текста о святом Медарде Суассонском, два – об Элефтерии Турнэском и по одному – о Гильдарде Руанском, Эводии Руанском, Бандариде Суассонском и Лауде Кутанском. Все они связаны с культом святых Медарда и Гильдарда, которых в поздней традиции стали ошибочно называть братьями.
Методы и материалы. Исследование агиографических текстов об указанной группе меровингских святых проведено на основе критического, историкогенетического и биографического методов.
Анализ. Результаты критического анализа указанных памятников позволили сделать вывод о том, что все они различаются по времени создания и ценности отраженных в них сведений, описывающих жизнь и деятельность этих святых епископов меровингского времени. Несколько текстов было создано уже на рубеже VI–VII вв. известным агиографом Венанцием Фортунатом. Они могут быть важными источниками как для реконструкции реальной биографии святого Медарда, так и для изучения истории меровингского периода. Остальные же тексты были созданы позже (в каролингский период и в период классического Средневековья), а сведения о Медарде и его времени, добавленные их авторами к фактам, уже известным из меровингской агиографии, не представляют исторической ценности для VI века.
Результаты. На примере этих памятников можно проследить характерное изменение функции агиографии, когда на смену меровингским текстам, составленным для прославления культа святого, приходят жития, создание которых связано с подтверждением земельных притязаний церкви в IX в., с борьбой вокруг объединенной церкви Нуайона и Турнэ, развернувшейся в XI–XII вв., а также с развитием мифа о родстве Медарда и Гильдарда и пр. Указанное явление отражает некоторые особенности обращения к культам меровингских святых в разные эпохи, в частности изменение целей создания их житий в соответствии с требованиями времени.
Ключевые слова: меровингская агиография, святые, Медард, Элефтерий, Гильдард, Лауд, источниковедение, продвижение культа.
Цитирование. Каспаров А. И. Агиографические источники, связанные с культом святых Медарда и Гильдарда // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2024. – Т. 29, № 2. – С. 112–122. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.2.10.
Произведение «Агиографические источники, связанные с культом святых Медарда и Гильдарда», созданное автором по имени Каспаров А.И., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.